Главная страница » Сергей Викторович: «Ночь музеев Андрониковом монастыре»

Сергей Викторович: «Ночь музеев Андрониковом монастыре»

Последние десятилетия принесли кое-что новое и в культурном досуге. Одним из таких новшеств стало проведение Ночи музеев. Это отличный предлог, чтобы посмотреть многие достопримечательности.

Ночь музеев

Несколько лет назад, когда московские власти ввели ночь музеев, во время которой можно бесплатно посетить поздно вечером или даже ночью многие из них, я решил воспользоваться этим, и с Таганки, где заканчивался мой рабочий день, решил сходить пешком в Андроников монастырь, в музей имени Андрея Рублёва. Идти там не так уж далеко, был тёплый майский вечер, отличная погода.

Прогулка к Андроникову монастырю

В начале пути я был на Таганской улице недалеко от метро. Прогулка проходила по типичным московским местам, старинные дворянские усадьбы чередовались с современными (если можно это сказать про здания советских времён, но есть и совсем новые) домами, с церквями, старинными и новейшими. Конечно, пришлось свернуть с Таганской улицы, пройти по Товарищескому переулку. На нём увидел памятный знак — камень в знак того, что на этом месте будет построен храм в честь святых мучеников Флора и Лавра, мастеров-каменотёсов.

Достопримечательности.

Закладной камень в Товарищеском переулке.

Перед Андрониковым монастырём, если идти из центра со стороны Николоямской улицы, комплексу крепостных стен и зданий предшествует сквер на Андроньевской площади. В его центре стоит памятник Андрею Рублёву. Пройдя через сквер, упираешься в белую стену Спасо-Андроникова монастыря.

В Андрониковом монастыре

Сейчас здесь находится музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва. Через дверь у Святых ворот захожу на территорию монастыря. Посреди обширного двора стоит строгий в простоте своих форм храм. Слева явно собор барочных времён. У входа во двор примыкает к «крепостным» стенам здание Настоятельского корпуса.

Конечно, музеем была подготовлена программа для ночи музеев. Сотрудники проводили экскурсии по территории, рассказывая про историю и архитектуру монастыря, были открыты некоторые из залов. Послушав немного одну из экскурсий, я отсоединился, и стал делать снимки, благо, день был длинным, и ясное небо давало такую возможность.

Собор Спаса Нерукотворного

Восхищает храм в центре двора. Его точная пропорциональность создаёт ощущение лёгкости и ясности, присущее многим памятникам древнерусской архитектуры. Понятно, что он относится к той же традиции, что и церковь Покрова на Нерли. В вечернем воздухе церковь смотрелась свежо и элегантно. Это собор Спаса Нерукотворного, скорее всего, самая старинная сохранившаяся постройка в современной Москве. Точно сказать нельзя, т. к. часто время строительства наидревнейших зданий известно весьма приблизительно. Этот храм был возведён в начале 15 века, т. е. во времена, когда иноком монастыря был иконописец Андрей Рублёв. Стены московского Кремля точно были построены на несколько десятилетий позднее.

Соборы Москвы.

Собор Спаса Нерукотворного.

Церковь Архангела Михаила

Слева, если смотреть от ворот, церковь архангела Михаила, явно построенная в эпоху барокко. На что явно указывают и тяжеловесная огромность, и замысловатые украшения стен и окон, и сама величина окон, возросшая в сравнении с узкими прорезями собора Спаса Нерукотворного. Да и строение всё стало четырёхэтажным и выглядит многоярусным. И правда, церковь была построена в царствование Петра Первого на средства его первой жены, Евдокии Лопухиной, и потом достраивалась в 18 и 19 веках. Об этом есть мемориальная доска на стене.

Церкви и храмы.

Церковь Архангела Михаила.

О музее

В тот вечер я не был в залах, в которых выставлены замечательные древнерусские иконы, а также копии самых знаменитых произведений иконописцев средневековой Руси, находящихся в других местах. Но помню по другим посещениям насколько ценна коллекция музея, какие яркие и ясные образы собраны в его помещениях. Это радостное и тёплое чувство, когда узнаёшь и начинаешь понимать различие новгородской, тверской и московской школ иконописи, их красочное разнообразие. Насколько помню, отличия каждой из школ хорошо разъяснены в экспозиции. Наличие в экспозиции не только подлинников, но и копий даёт возможность полно представить историю иконописи.

Территория

Территория монастыря, огороженная как бы «крепостной» стеной, на самом деле построенной в 18 веке, когда в оборонном назначении не было надобности, не очень велика. Её можно обойти довольно быстро. Однако уходить не хотелось. Ведь это одно из немногих мест в Москве, где нет автотранспорта, стены в какой-то мере задерживают шум огромного города. Я снимал пока освещение позволяло. Начинало смеркаться, и сотрудники обозначили пешеходные дорожки на территории с помощью лампад.

Кроме двух храмов, по краям, примыкая к внешним стенам или их заменяя, расположены, уже упомянутый Настоятельский корпус, Трапезная и ещё несколько строений. Трапезная относится к началу 16 века. Другие сохранившееся построены позднее, в 18-19 веках. В дальнем углу находится звонница.

Местоположение музея

Я шёл к Андроникову монастырю от Таганки, однако это не ближайшая к нему станция метро. Лучше всего доехать до метро Площадь Ильича. Но не так уж далеко и от метро Курская и Курского вокзала. От них надо по Костомаровскому переулку дойти до Костомаровского же моста через Яузу и там слева будет за невысоким зданием сквер перед музеем.

Река Яуза.

Вид на Андроников монастырь с другого берега Яузы.

Музей имени Рублёва — отличный пример интересного места, что можно посмотреть за 1 день. Находится в центре города, сочетает для туриста удобство доступа и культурное и историческое значение.

Автор: Сергей Викторович, москвич

Читайте также:

Мария: «Как после поездки в Москву я начала успевать неуспеваемое»

Добавить комментарий