Главная страница » Сергей Викторович: «Музей истории ГУЛага»

Сергей Викторович: «Музей истории ГУЛага»

Обдумывая, куда пойти в Москве, что посмотреть, получив свободный от дел день, следует обратить внимание на новые достопримечательности. Расскажу про одну из них.

Сравнительно недавно, почти до конца советской эпохи, были темы, о которых государство молчало. Однако с тех пор сделано немало, чтобы заполнить пробелы правдивой информацией. Одной из таких тем были политические репрессии.

Первоначальное расположение

Я обнаружил этот музей в то время, когда он был ещё в маленьком помещении на улице Петровка, неподалёку от Генеральной прокуратуры. Уже тогда сторожевые вышки и колючая проволока во дворе перед входом и сама экспозиция произвели на меня неизгладимое впечатление. Однако площадь была очень недостаточной.

Музеи Москвы.

Вышка перед старым помещением музея. Она же или подобная стоит во дворе нового здания,

Рад, что с тех пор он получил хорошее отдельное здание, где смог разместить свою экспозицию.

Как добраться

На электронных картах пешеходные маршруты от станции метро проложены через дворы многоквартирных домов. По опыту из-за этого можно заблудиться, свернув не на ту внутридворовую дорожку. Советую идти от метро Достоевская по Самотечной улице, затем повернуть направо на Делегатскую и, не сворачивая во 2-й Самотечный, дойти до 1-го Самотечного переулка. Недалеко от его начала и будет дом 9, строение 1. От метро можно проехать одну остановку на автобусе до остановки Самотечная улица. Однако всё равно останется пройти половину этого расстояния.

Здание

Это четырёхэтажное красноватое кирпичное здание, не сильно, но всё-таки напоминающее хрущёвскую пятиэтажку. Однако несмотря на геометрическое сходство (как и типовая пятиэтажка, дом длинный и прямоугольный), что-то намекает на некоторое отличие. Всё-таки, кажется, каждый этаж выше, обычная хрущёвка был бы заметно ниже. С другой стороны, здание красновато-белым узором и размером слегка походит на пятиэтажные типовые школы 40-х и 50-х годов. На самом деле дом был построен в 1906 году. Так что это не вовсе не массовое советское строительство, которого тогда ещё не было.

Музей ГУЛага.

Вход.

С постройки здание, конечно, за более чем век не раз меняло облик. Было жилым доходным домом, потом квартиры превратились в коммунальные, было общежитием и даже здесь была автомастерская. В 1990 годах пришло в упадок и было заброшено.

Конечно, вход в музей не выглядит как подъезд пятиэтажки. Уже подойдя ближе, замечешь, что дом хорошо отремонтирован, выглядит солидно. То же впечатление и внутри. Интерьер строг и элегантен.

Экспозиция

Осматривать экспозицию лучше присоединившись к группе с экскурсоводом, они здесь энтузиасты и знатоки темы, замечательные рассказчики. Поднявшись на четвёртый этаж, вместе с группой посетителей слушаю рассказ экскурсовода.

Вот, например, сооружение, состоящее из разных, но без исключений капитальных дверей. Их несколько десятков. Двери сделаны из металла, из крепкого дерева, с железной обивкой, они разной высоты, толщины, ширины, покрашены разного цвета краской, но все с засовами, замками сложного устройства. Отгораживают не такой уж большой кусок пространства, который наполовину перегорожен некоторыми из них.

Эти двери привезены сюда из тюрем и колоний со всей страны. Все они запирали когда-то, не так уж и давно, узников следственных изоляторов, тюрем и колоний. На каждой можно прочитать откуда она.

Экскурсовод обращает наше внимание на разметку на полу. Оказывается, она и разгораживающие пространство на половинки двери показывают размеры камер в разных тюрьмах и лагерях. На полу цифры. Они указывают количество заключённых на отмеченную площадь.

Сделав мысленное вычисление, понимаешь, что в камерах была чудовищная скученность, люди не были обеспечены спальными местами, они должны были спать, сменяя друг друга на спальном месте. В некоторых камерах люди вынуждены были стоять, так их было много.

А вот устройство, предназначенное для того, чтобы надзиратель мог сбросить туда ключи в случае нападения заключённых. Это не дало бы им возможности совершить побег или захватить карательное учреждение.

В витринах залов музея выставлены подлинные предметы лагерного быта: посуда, нары, обувь, орудия труда, например, тачка или кайло. Многие из этих предметов найдены экспедициями музея в местах, где стояли учреждения системы ГУЛага. Показана обстановка типичной камеры.

Что посмотреть?

В музее.

На стенах тексты документов, в соответствии с положениями которых была создана система. лагерей, получившая название Главное управление лагерей (ГУЛаг). Так, с помощью карт, отрывков из партийных и других текстов, отчётов, рассказывается история создания бесчеловечной машины подавления, запугивания, а в некоторые периоды советской истории, уничтожения, людей. Кроме того, отчасти показаны связанные с ГУЛагом и невозможные без его существования Большой террор и депортации народов.

В других витринах письма или записи заключённых, переданные музею самими бывшими заключёнными, их родными или найденные в архивах. Они дают историю со точки зрения пострадавших от репрессий, а то и уничтоженных ими, людей.

Конечно, фотографии и вещи, принадлежавшие погибшим в ГУЛаге, помогают экскурсоводу рассказать драматически об их частных трагедиях, о горе их близких, их надеждах и разочарованиях. Нельзя забывать, что репрессии состояли не только из несправедливого государственного насилия над невиновными, но и из компании лжи и клеветы в средствах массовой информации. Высказать даже сомнения в виновности репрессированных было смертельно опасно. Тем более не было возможности опровергать клевету у узников и убитых.

Среди экспонатов множество поделок заключённых. Проявив немалую изобретательность, они делали из подручных материалов приспособления для улучшения своего быта, или даже подарки, детям, например.
Эти истории особенно трогают.

По краям большого зала, завернув за угол, можно воспользоваться мультимедийными приспособлениями, чтобы послушать голосовые или увидеть видеозаписи. Множество собранных сотрудниками музея воспоминаний озвучивают своими голосами замечательные актёры, звёзды российского театра и кино. Например, Солженицына озвучивает Евгений Миронов. Среди других чтецов Чулпан Хаматова, Авангард Леонтьев, Лия Ахеджакова и другие.

Кроме постоянной экспозиции могут быть временные выставки, посвящённые какой-то отдельной стороне ГУЛага или новому источнику знания о нём.

Мероприятия музея

Также, собираясь в музей, можно выяснить, что в этот день будут играть спектакль (например, кукольный), или состоится показ нового фильма. А может быть, известный историк прочитает лекцию о новых исследованиях, связанных с тематикой музея.

Думаю, что этот музей интересное место, чтобы туристу сходить в него самостоятельно. Советую обратить на него внимание, решая, что посмотреть за 1 день.

Автор: Сергей Викторович, москвич, бывший волонтёр Музея истории ГУЛага

Читайте также:

Савелий: «Ярополец — город/село с тысячелетней историей»

Сергей Викторович: «Ночь музеев Андрониковом монастыре»

Добавить комментарий