Люблино не входит в число главных достопримечательностей столицы, привлекающих множество туристов. Идея посетить усадьбу возникла случайно — прошлой осенью, гуляя в Коломенском, я купила билет в музей, на котором значилось, что вместе с Измайлово и Люблиным три этих парка образуют объединенный музей-заповедник. В последние дни 2022 года решила самостоятельно отправиться в новое интересное место — и ничуть не пожалела об этом.
Как добраться
Доехав до станции метро «Волжская», перешла через мост и оказалась на территории заповедника. Накануне всю ночь шел сильный снег, и дорожки в парке едва угадывались, поэтому вдоль речки Пономарки пришлось брести по щиколотку в снегу.
Забегая вперед, скажу, что, узнав другую дорогу у сотрудников музея, обратно вернулась уже не на метро, а на железнодорожную станцию «Люблино» по улице с симпатичным названием Тихая. Расстояние приблизительно одинаково, но здесь городские службы сумели преодолеть последствия обильного снегопада.
Летняя улица зимой
Ближайшее здание, которое встретилось на пути, показалось относительно молодым, относящимся к середине ХХ века. Позже я узнала о своей ошибке — его построили в 1801 году как пансион для детей обедневших дворян, а во второй половине XIX хозяин усадьбы купец Конан Голофтеев сдавал помещение под дачи. Кстати, именно здесь Федор Достоевский заканчивал «Преступление и наказание» в 1866 году.
Поднявшись на пригорок, дошла до улицы Летней, где расположены три изящных флигеля в стиле классицизма, два из которых соединенные отрытой галереей. Это — бывшая театральная школа и крепостной театр, построенные в XIX веке, в те времена, когда усадьбой владел действительный статский советник Николай Алексеевич Дурасов, известный московский богач и театрал — недаром его труппа заслуженно соперничала с Шереметьевской.
Немного поодаль находится еще одно, более скромное сооружение, благодаря которому Дурасов был известен всей Москве. Это оранжерея, где в XIX веке успешно выращивали финики, апельсины и другие диковинные растения для господ и их гостей.
Вот такая дача!
Безусловная доминанта парка — летняя резиденция Дурасова — аллюзия к творениям великого итальянца Андреа Палладио. Трехэтажный дворец тоже был построен в первом десятилетии XIX века по проекту архитекторов Р.Р. Казакова и И.В. Еготова.
Здание имеет необычную форму — в плане представляет собой крест, к которому примыкает внушительная белая ротонда. Главный объем покрыт куполом, на вершине которого установлена античная статуя.
Обойдя дворец вокруг, я убедилась, что со всех сторон он одинаково великолепен. Здание расположено на высоком берегу, и прямо от него открылась перспектива замерзшего пруда с разноцветными рыбацкими палатками — говорят, здесь водится не только плотва с уклейкой, но и сазан.
Пруды были почти неотъемлемым атрибутом дворянских усадеб, правда, историкам до сих пор не удалось установить, кто из владельцев стал инициатором его обустройства — Дурасов или его предшественник князь Прозоровский в XVIII веке.
Удивило и порадовало состояние внутренних помещений. Смотрители рассказали, что после 2006 года, когда за усадьбой закрепили статус музея-заповедника и Институт Океанологии покинул стены дворца, его с любовью и знанием дела отреставрировали. Жаль только, что кроме ученых помещение некоторое время занимала организация, которая торговала овощами, и устроила в залах склад для лука. Результатом стало полное разрушение паркетных полов, их пришлось создавать заново.
Экспозиция начинается с Круглого зала, роспись которого имитирует архитектурные детали (техника «гризайл»). На первом этаже находятся еще два зала — Мраморный и Колонный, оформленные в таком же стиле.
Осматривая по величественные апартаменты, я поймала себя на мысли: обычно в подобных музеях посетители чувствуют себя несколько чужеродно, но здесь такого ощущения не было. Напротив, интерьеры показались уютными и словно обжитыми. Очень порадовало наличие подробных описаний на планшетах в каждом помещений.
Чтобы попасть в более функциональные комнаты — маленькие гостиные, кабинет и детскую — нужно по деревянной лестнице подняться на второй этаж.
В нескольких комнатах воссоздана обстановка, максимально приближенная к аутентичной.
Все лучшее — детям
В последние дни декабря во дворце проходили утренники с Дедом Морозом. Идея знакомства ребят с усадьбой в такой непринужденной форме показалась мне замечательной. Вообще, для детей здесь сделано много интересного. Например, на час они «переносятся» их современного мегаполиса в XIX век. Путешествуя по залам дворца, им предлагается почувствовать себя его обитателями:
- написать несколько строк пером в прописях;
- заняться рукоделием;
- поиграть в одну из игр XIX века;
- изучить корреспонденцию, которую только что получил хозяин имения;
- потанцевать в парадных залах.
А на сладкое …
Удалось посетить не только господский дом — в здании Дурасовского театра с октября проходит выставка Музея шоколада. Два зала, посвященных советскому периоду, напомнили о детстве, но заметных открытий здесь не произошло. А вот экспонаты дореволюционной России немало удивили. Если про фабрики Абрикосова и Эйнема-Сиу, переименованные в «Бабаевскую» и «Красный октябрь» я слышала раньше, то с именами кондитеров Динга, Реноме, Яни и Леонова встретилась впервые.
Очень понравилась идея устроителей выставки организовать шоколадное ателье, где мастера-шоколатье показали всю технологию изготовления от зерен до получения так называемого ремесленного шоколада. Это было не только интересно, но и полезно — нам рассказали, как отличить качественную продукцию от фальсификата.
Заключение
Короткий зимний быстро закончился, и наступило время возвращаться домой (музеи открыты с 10:00 до 18:00). Возникло желание приехать сюда летом, чтобы погулять на пруду и сходить на новые выставки — осталось много того, что хотелось бы посмотреть еще за один день.
Автор: Елена Михайловна, 50 лет, преподаватель
Дата поездки: декабрь 2022 года
Читайте также:
Елена: «Царицыно: из грязи — в князи»
Елена: «Неброская красота старинной подмосковной усадьбы Александрово-Щапово»